Сайт учителя физики
Лопатиева Евгения Ивановича

На сайте представлен опыт использования информационных технологий в процессе преподавания физики в условиях кабинета, оснащенного компьютерами.

Домой | Межпредметные связи | Объясненение | Контроль | Психология | Заключение

Домой
Межпредметные связи
Объясненение
Контроль
Психология
Заключение

Из опыта работы учителя физики средней школы №7 г. Белая Калитва Лопатиева Евгения Ивановича.

Введение.

Личностно ориентированная педагогика, деятельностный подход к учебному процессу, активизация учащихся, все эти нарастающие парадигмы современного образования радикально меняют роль учителя в классе. Авторитарная схема синхронного управления классом из нескольких десятков человек при всей её экономности и кажущейся эффективности все больше себя изживают.

В данной работе не ставится цели подробно анализировать возникшие в последнее время педагогические альтернативы. Хочу только с уверенностью сказать, что компьютер может значительно помочь учителю физики в определении его нового места в классе.

Приходится, к сожалению, встречаться с учителями физики, смотрящими на компьютер, как на препятствие, разрушающее контакт учителя и ученика. Они представляют компьютерный урок как длительное стояние, когда все смотрят на дисплеи и клавиатуру, не видя друг друга, а учитель кроме контроля класса должен взвалить ещё на себя хлопоты по манипулированию своим компьютером. Такое представление основано на неквалифицированном и прямолинейном подходе к компьютерному уроку. Правда, обычно эти учителя имеют на компьютер только взгляд, поэтому вряд ли стоит обращать внимание на такие высказывания.

На самом деле компьютер представляет учителю большой резерв поддержки, делающий его отношения с учениками даже более человечными, чем ранее. Когда концепция личностно - ориентированной педагогики стала одной из ведущих в России, использование компьютеров в учебном процессе следует рассматривать также в более широком аспекте. Компьютер в руках подготовленного учителя физики давно уже вышел за рамки технического средства обучения, пусть и самого мощного из всех, когда-либо придуманных человеком.

Во-первых, компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки  ученика. Ошибки ученика беспощадно фиксируются компьютером, но становятся в значительной степени его частным делом, а не предметом обсуждения класса.

Во-вторых, компьютер, вступая в партнерские отношения, освобождает учителя от необходимости поддерживать темп и тонус ученика. В классе больше событий происходят «сами по себе», в результате чего учитель получает больше возможностей видеть обстановку в классе в целом или уделять разовое внимание отдельному ученику. Естественно, всё это реализуется при соответствующем техническом, программном и методическом обеспечении урока. При этом сам учитель должен достаточно непринужденно и свободно владеть общими навыками работы на компьютере, а ещё лучше, если он будет знаком и с программированием, если он сам, его учащиеся могут не только пользоваться готовыми программами, но и создавать собственные.

В связи с установкой непосредственно в кабинете физики компьютеров в 1991 году, проведена реконструкция кабинета, позволившая сохранить имеющееся оборудование без ущерба для традиционной методики учителя, но и расширить и разнообразить формы работы.

В данной работе рассматриваются только вопросы, связанные с использованием компьютеров в учебном процессе по физике. В течение 10-ти лет использования компьютеров сначала класса «УК-НЦ», а в последствие и компьютеров с процессором типа «PENTIUM-2, 3, 4», наработан определенный опыт, который автор и представляет в этой работе.

При введении компьютеров в учебный процесс автор данной работы исходил из следующих принципов:

1. Вычислительная техника, фундаментальным базисом которой служит физика, может быть широко использована в преподавании последней.

2. Компьютеризация обучения - наиболее современная тенденция развития дидактики и конкретных методик.

3. Центральной фигурой на уроке, регулирующей взаимодействие в системе «учащийся - ПК», остается учитель.

4. Использование ПК на уроках должно быть комплексным, в сочетании с использованием других ТСО.

5. Усложнение работы с ПК должно происходить постепенно, по мере приобретения учащимися навыков в обращении с компьютером.

6. Использовать компьютеры лишь в тех случаях, когда это действительно необходимо, помня о том, что только работа с реальными приборами дает учащимся необходимые для практики умения и навыки.

7. Дозировать работу с компьютерами, не забывая о здоровье учеников.

Вы можете оставить сообщение на ht40855628форуме

Домой | Межпредметные связи | Объясненение | Контроль | Психология | Заключение

Отправить сообщение lopatiev@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2006 Сайт учителя физики школы №7 г.Белая Калитва
Дата изменения: 22.09.2007
Hosted by uCoz